Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования
Целью данного исследования является сравнительный анализ семейных ценностей женщин разных поколений – X, Y, Z.
Объект исследования: женщины поколений X, Y, Z
Предмет исследования: семейные ценностей женщин разных поколений – X, Y, Z.
Основная гипотеза исследования: существуют значимые различия в семейных ценностях женщин разных поколений X, Y, Z.
Частные гипотезы исследования:
1. Семейные ценности женщин поколения X отличаются от ценностей поколения Y и Z в результате изменения социальной роли женщин в семье и обществе.
2. Семейные ценности женщин поколения Z отличаются от ценностей поколений Х и Y из-за прогрессирующей урбанизации и изменения традиционных семейных структур.
3. Семейные ценности женщин поколения Z отражают потребности современного общества в равноправии полов. и балансе между работой и личной жизнью.
4. Современные женщины (поколение Z) отдают предпочтение индивидуалистическим ценностям и стремятся к самоактуализации и независимости, в отличие от более традиционных ценностей женщин предыдущих поколений.
5. Семейные ценности женщин младшего поколения (Z) сильнее связаны с их репродуктивным поведением, включая принятие решения о рождении и воспитании детей, чем у женщин старшего поколения (X, Y), из-за изменений в образе жизни и требований социальной среды.
В соответствии с целью и сформулированными гипотезами были определены следующие задачи:
− рассмотреть основные понятия и подходы к изучению ценностей;
− определить семейные роли;
− описать теории поколений;
− выявить ценности, связанные с поколениями (поколенческие ценности);
− сравнить семейные ценности женщин разных поколений;
− выявить стремление к самоактуализации как главенствующую ценность у представителей поколения Z;
− разработать программу развития семейных ценностей у современных женщин.
2.2. Описание выборки исследования
Исследование проводилось с помощью google forms. Общее количество респондентов, давших согласие на сбор данных и прошедших хотя бы один из двух тестов, составило человек. После размещения google forms был осуществлен сбор данных в период с по , общая выборка исследования составила 131 человек.
В настоящее время из опрошенных женщин находятся в официальном браке 49 человек (37,69%), находятся в неофициальном браке 8 человек (6,15%), находятся в отношениях 34 человека (26,15%), в разводе 3 человека (2,31%), проживает одна 36 человек (27,69%), вдова 1 женщина (0,77%).
Рис. 1. Сведения о занятости
В настоящее время работают 71% опрошенных женщин, 20% - не работают, 6% находится на иждивении у мужа, в декрете – 0,76%, другое – 2,24%
Рис. 2. Сведения о детях
Имеют детей 56 женщин 42% опрошенных, не имеют детей 58% опрошенных женщин.
Рис. 3. Сведения о проживании
Как видно на рисунке 3 95% опрошенных женщин проживает в мегаполисе (свыше 1 миллиона человек), 3% в большом городе (до 1 миллиона человек), 2% - в небольшом городе, сельской местности.
Рис. 4. Сведения о доходе
Как видно на рисунке 4 72% опрошенных женщин считают себя среднеобеспеченными, 20% высокообеспеченными, 8% малообеспеченными.
Рис. 5. Сведения об образовании
Как видно на рисунке 5 из опрошенных женщин имеют ученую степень 2 человека (1,53%), имеют высшее образование 115 женщин (87,79%), незаконченное высшее 2 человека (1,53%), среднее 12 человек (9,16).
Рис. 6. Сведения о поколении
Опрошенные женщины относятся к разным поколениям: к поколению X – (1963-1984 гг.р) относится 46 женщин (35,11%) – 1 группа, к поколению Y – (1984-2000 гг.р) относится 43 женщины (32,82%) – 2 группа исследования, к поколению Z – (с 2000 гг.р) относится 42 женщины (32,06%) – 3 группа исследования.
2.3. Методы и методики исследования
В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, опросные методы, психологическое тестирование, социально-демографическая анкета, на обработку которой человек предварительно давал согласие, а также методы математико-статистической обработки данных.
На основании теоретического анализа литературных источников и в соответствии с задачами исследования были выбраны следующие методики:
1. Тест ценностных ориентаций Рокича.
Для исследования необходимо проранжировать ценности: терминальные (18 ценностей) и инструментальные (18 ценностей) от самых значимых до самых малозначимых.
2. Опрос.
Далее мы просим Вас ответить на несколько вопросов, которые характеризуют Ваше отношение к семье и жизненным ценностям
Как Вы считаете, ориентируясь на список выше, какие ценности претерпели наибольшие изменения за последние годы? __________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы считаете, изменяется ли соотношение ценностей от поколения к поколению? (да/нет)
Если «да», то какие из них выходят на первое место у современных молодых людей?___________________________________________________________________________________________________________________
Существует мнение, что социальные роли женщин существенно изменились в обществе, начиная с 50-х годов 20 века. Вы согласны с этим утверждением? (да/нет)
Вы согласны с тем, что семейные ценности для большинства людей занимают первое место? (да/нет)
Как Вы думаете, кто является главной силой влияния в построении отношений в семейной паре? (мужчина/женщина)
Если Вы ответили «женщина», то какие психологические качества этому способствуют? ______________
Если Вы ответили «мужчина», то какие психологические качества этому способствуют? ______________
Считаете ли Вы, что оформление брака способствует сохранению семейных ценностей? (да/нет)
Если да, то каким образом? __________________________
Существует ли равноправие полов в семейных отношениях? (Да/Нет)
У Вас существует баланс между работой и личной жизнью? (да/нет)
У Вашего мужа/партнера существует баланс между работой и личной жизнью? (да/нет/не состою в отношениях)
Какая ценность из предложенных для Вас является более важной в данный момент времени? (стремление к самоактуализации и независимости / (стремление создать семью)
Как Вы считаете, каковы основные функции мужчины в семье? _____________
Как Вы считаете, каковы основные функции женщины в семье?__________
3. Анкета
Просим Вас ответить на несколько вопросов, характеризующих Вашу социальную позицию в настоящий момент.
В настоящее время Вы: (находитесь в официальном браке/находитесь в неофициальном браке/находитесь в отношениях/в разводе/проживаете одна/вдова)
В настоящий момент Вы: (работаете/не работаете/на иждивении мужа/в декрете/другое
Как Вы считаете, какой возраст наиболее оптимален для создания семьи/вступления в официальный брак, для женщины: (до 18/18-24/25-29/30-35/старше 35/другое)
Как Вы считаете, какой возраст наиболее оптимален для создания семьи/вступления в официальный брак, для мужчины: (до 18/18-24/25-29/30-35/старше 35/другое)
Является ли для Вас наличие детей в семье – основной семейной ценностью? (да/нет)
Есть ли у Вас дети? (да/нет)
Если Да, то сколько? ___________
Если Нет детей, в какой период времени Вы планируете ребенка? (в течение ближайших 6-12 месяцев/через 2-3 года/через 5-10 лет/не планирую вообще)
Вы проживаете: (в мегаполисе (свыше 1 млн человек) / в большом городе (до 1 млн человек) / в небольшом городе сельской местности)
Вы считаете себя человеком: (малообеспеченным/среднеобеспеченным/высокообеспеченным)
Существует разделение людей на 3 поколения, к какому поколению Вы относитесь? (X – (1963-1984 гг.р)/ Y - (1984-2000 гг.р)/ Z – (с 2000 гг.р))
Уровень образования: (имею ученую степень/высшее/незаконченное высшее/среднее)
2.4. Процедура исследования
Исследование проводилось с помощью google forms.
Выборку исследования составили женщины, которое добровольно дистанционно приняли участи в опросе. Данные женщин были зашифрованы для сохранения анонимности.
Социально-демографические характеристики включали пол, а также возраст респондента на момент прохождения теста. Результаты психологических тестов были представлены как агрегированные результаты по каждой шкале теста. После отбора на основе наличия данных коммуникации в период с , общая выборка исследования составила человек.
Впоследствии на основе сырых данных была составлена сводная таблица результатов исследования и производилась математико-статистическая обработка полученных данных для выявления семейных ценностей женщин разных поколений.
2.5. Математико-статистические методы обработки
Методы математической статистики: первичные статистики (среднее, стандартное отклонение, проценты), критерий Манна-Уитни для оценки достоверности различий, критерий Спирмена для выявления взаимосвязей.
Обработка данных исследования производилась в программе SPSS.